Вы просматриваете: Главная > Экономика по миру > Анатолий Грицюк: Власть нельзя концентрировать в руках одной партии

Анатолий Грицюк: Власть нельзя концентрировать в руках одной партии

Анатолій Грицюк: Владу не можна концентрувати в руках однієї партії

Каденция нынешнего состава депутатов местных органов власти завершается. За пять лет органы самоуправления так и не дождались тех полномочий, которые обещала им политреформа 2004 года

Каденция нынешнего состава депутатов местных органов власти завершается. За пять лет органы самоуправления так и не дождались тех полномочий, которые обещала им политреформа 2004 года. Более того, теперь неизвестно, вообще местное самоуправление получит реальную власть — ведь Конституционный суд Украины «отменил» конституционные изменения 2004 года и признал действующим Основной закон 1996 года. А за ним всю полноту власти в стране должен один человек — Президент. О политической ситуации, о том, что конкретно сделано за этот период в регионе, мы решили поговорить с нынешним председателем Волынского областного совета Анатолием Грицюком.

— Анатолий Петрович, вы как человек, который пять лет возглавлял областной совет, можете спрогнозировать, что ждет Украину после отмены политреформы 2004 года и не случится ли так, что усиление функций Президента в конечном итоге приведет к тому, что общины вообще перестанут влиять на жизнь региона?

— Двоевластие, которое фактически было в стране после наскоро принятых изменений к Конституции (а все помнят, что партия Юлии Тимошенко «Батькивщина» за них не голосовала), наносила большой вред для развития государства. Проработав пять лет председателем областного совета, могу сказать, что во многих случаях функциональные обязанности как председателя областного совета, так и председателя облгосадминистрации, управляемых ими подразделений переплетались. Когда переплетаются функциональные обязанности, то где и заретушовується ответственность. Поэтому организация власти требовала изменений. Но не таких изменений, которые предложил нам Конституционных суд — вернуть всю власть в одни президентские руки. Изменения надо было проводить на пользу усиления местного самоуправления. Глубоко убежден, для эффективной власти в Украине нужно, чтобы исполнительные органы власти сконцентрировались в руках местного самоуправления. Для этого надо создавать рай — и облисполкомы. Структура же президентской вертикали уже показала свою неэффективность. Почему? Потому что каждый глава администрации боится, что сделает какой-то шаг не в угоду «своему президенту» и за это его просто уволят с работы. А власть, которая концентрируется в руках исполнительных комитетов, — ответственная на своей территории только перед территориальной громадой. И уровень, и эффективность ее работы оценивает только народ во время выборов, а не отдельно взятый государственный чиновник даже самого высокого ранга. Когда мы достигнем этого этапа, эффективность и действенность власти обязательно улучшится. Это видно на примере экономически развитых европейских стран, где четко действует хартия о местном самоуправлении.

— Одна из основных функций областного совета — распределение бюджетных средств. Как известно, трудно делить то, чего нет…

— Приоритетами нашей депутатской каденции было направление средств на развитие таких отраслей как образование, медицина, социальная защита, культура, строительство дорог, газификация. Действительно, денег достаточно никогда не бывает. Но даже ту сумму, которая у нас была, мы старались использовать рационально, в интересах общины. Я горд, что сделано очень много. 10 школ за 4 с половиной года. В 24 селах возобновлена работа детских садов. Приобретены школьные автобусы, автомобили скорой медицинской помощи. Мы переоборудовали несколько специализированных школ. Главное — мы не действовали хаотично. Мы глубоко анализировали и определялись с первоочередными шагами. И поэтому бюджет, еще раз повторюсь, использовали рационально. Даже недавняя комиссия КРУ, которая приезжала из Киева, не нашла у нас каких-то грубых нарушений.

— Вы всегда отстаивали позицию не распыление бюджетных средств, концентрации их на каком-то одном знаковом объекте. Так удалось достроить больницу в Любомле… В какие еще объекты вкладываются деньги?

— В свое время было много шумихи вокруг письма, которое я написал к тогдашнему Премьеру Юлии Тимошенко. Мол, Грицюк хочет, чтобы одни объекты строились, другие — нет. Это неправда. У меня болит душа за любую проблему, которая есть в Любомле, или в Иваничах, в Ростані Шацкого района. Понимаю, что людям, которые там живут, очень важно, чтобы построили именно их объект. Но давайте проанализируем.

Например, школа в Ростані. Строится примерно на 100 учеников. Уже вложено около 8 миллионов гривен и еще не видно конца. И когда я подверг критике рациональность использования средств, кое-кто забросил упрек: мол, Грицюк не хочет, чтобы была школа. И хочет Грицюк, чтобы была школа. Но когда средства тратятся налево-направо, бесхозяйственно, бездумно — сердце разрывается. Так же и по другим объектам. С 1988 года строилась больница в Любомле. Это была народная стройка. За последние годы мы вложили в нее около 30 миллионов. Хотя речь на первом этапе велась о 16 миллионов. Встает вопрос о рациональном использовании. Я еще сегодня насчет этого сомневаюсь. Бесспорно, больницу для Любомля надо. И я сам в свое время инициировал вопрос, чтобы мы на ее строительство выделяли средства из областного бюджета. В один из годов выделили шесть миллионов. Сегодня там есть солидная поликлиника на 300 посещений. Больница на 89 мест. Есть перспектива развития.

Безусловно, мы гордимся программой, принятой в области, по внедрению энергосберегающих технологий в образовании, медицине. Экономия колоссальная. Мы хотим побудить каждого руководителя к тому, чтобы он по-хозяйски подходил к использованию средств. В результате на недавней коллегии ОГА руководители соответствующих подразделений доложили, что школы и больницы почти на 100% готовы к зиме.

— Что думаете о предложенной реформе медицины: уменьшение количества больниц, создание округов. Это реально — человека с инсультом довезти за 70 километров до больницы живой, учитывая «обеспеченность автомобилями «скорой помощи» и наши дороги?

— Для каждого государственного чиновника любого уровня вопрос здоровья граждан должно быть на первом месте. Сегодняшняя система медицины, бесспорно, нуждается в реорганизации. Но не надо на здоровье людей делать те крайние эксперименты, которые нигде не проверенные, а кому-то пришли в голову и он их сегодня хочет ввести. Считаю, что на Волыни вполне достаточно лечебных заведений. Вместе с тем в районах, городах надо усилить первичное звено, имею в виду Фапы, врачебные амбулатории, участковые больницы. Купить современное медико-диагностическое оборудование. А то, что сейчас предлагается создать на Волыни семь медицинских округов, — абсурд, который никому не нужен. Услуги должны быть рядом, чтобы человек не ехал за сотни километров. Проблему надо решать не таким образом, а введя государственное медицинское страхование.

Отдельные чиновники тормозили процесс привлечения инвестиций

— Вам было нелегко занимать должность председателя областного совета. Ведь мы наблюдали за конфронтацией между вами и некоторыми депутатами от «Нашей Украины», в частности касательно имущественных вопросов («Подснежник», спасательная станция, «Круча»). Вы всегда отстаивали позицию «имущество должно оставаться в собственности общины».

— Я доволен тем, что сделал наш депутатский корпус в части сохранения имущества областной коммунальной собственности. Это был один из первых моих важных шагов на посту председателя областного совета — в 2006 году я дал поручение обобщить, систематизировать все объекты областной коммунальной собственности. Завести на них карточки и сделать их электронный реестр. Чтобы мы знали, каким имуществом владеем. Нам это удалось сделать. Проводя инвентаризацию, мы обнаружили почти 26 объектов, которые считались якобы бесхозными. Там уже даже кто-то хозяйничал. Сегодня эти объекты в перечень областного имущества. Это имущество в суммарном отношении оценивается миллиардами гривен.

Много кто говорит: он постоянно судится, значит, скандалист. Но когда возникает спор, согласно закону, его надо решать в суде. И мы шли в суд. И по «Пролиска», и по «обкомовской» дачи «Круча», и по Шацкой спасательной станции, и по помещению на Владимирской, 55 в Луцке. И почти в 100% случаев доказали, что правы. «Кручу» же хотели за копейки продать. Так же как помещение по Владимирской. Я же хочу, чтобы там был ведомственное общежитие для работников областного совета. С имуществом непросто. Но собственность всегда в цене.

— Много конфликтов, которые возникают сейчас, особенно земельных, «заложено» предыдущим созывом областного совета. Это когда определенные земли решением сессии вводили в границы населенного пункта, а затем через сельскую раду раздавали нужным людям (пример Гаразджи). Какие земельные «сюрпризы» оставят волыни депутаты этого созыва?

— Если вы помните, я публично осудил действия, которые были предприняты властями относительно выделения земель лесопитомника в Гаразджи под застройку отдельным чиновникам и олигархам. К сожалению, эпопея закончилась глубоким молчанием власти: поговорили, сымитировали проверку, но все осталось так как есть.

Что делали депутаты нынешнего созыва? Мы обязаны расширять границы населенных пунктов для того, чтобы наши граждане могли строиться. Поэтому почти на каждой сессии принимали соответствующие решения. У нас была четко регламентированная процедура: документы, которые поступали от сельсоветов, подвергались экспертизе архитекторов и землеустроителей. Мы рассматривали их на заседаниях комиссии, где председатель мотивировал, почему именно за счет этих земель расширяется населенный пункт. Сразу скажу, что я — за расширение границ. К примеру Луцк. Сегодня город уже исчерпало свои возможности для выделения земельных участков под застройку. Ко мне на прием приходят граждане и жалуются, что годами стоят в очереди, чтобы получить землю. Мы же не можем за счет ликвидации луцких парков, сквериков, уплотнение дворов строить город! Как председатель областного совета я уже привел контакт со всеми председателями сельских советов Киверцовского и Луцкого районов, граничащих с городом. Они готовы рассматривать вопрос выделения для Луцка земли под строительство спальных районов на паритетно выгодных условиях.

— Важным направлением работы представительного органа является создание инвестиционно привлекательного климата.

— Волынь очень привлекательна для инвесторов, и мы, как власть, делали все для того, чтобы бизнес в области был прозрачный. Постоянно с наилучшей стороны представляли наш край. К сожалению, должен признать, что отдельные чиновники на местах тормозили процессы привлечения инвестиций. Приведу один-единственный пример. Когда стоял вопрос строительства в Смолигові завода по переработке сельскохозяйственной продукции «Нестле», я никогда не думал, что на сессии среди отдельных депутатов будет абсолютное неприятие этого проекта. Этот вопрос должен был бы рассматриваться в пределах часа. Зато — три дискуссии, три перерыва, и все для того, чтобы инвестор убедил в целесообразности его инвестиции. Это просто невероятно! Чиновники в лице руководителей райгосадминистраций заблокировали несколько хороших проектов. У нас уже давно в Брыщи был бы построен мусорозаводов, оптовый сельскохозяйственный рынок: инвестор приходил, показывал свои планы и намерения, однако его просто вытолкали из нашей области. Я глубоко скорблю, что эти объекты были представлены, но не воплотились в жизнь. Убежден, если чиновник тормозит развитие, его надо увольнять с должности.

— Вы всегда были сторонником газификации населенных пунктов. Но нынешняя цена на газ заставляет серьезно задуматься…

— Газификация населенных пунктов было одним из приоритетных задач моей работы в облсовете. Я считаю, что в каждом волынском селе должен быть газ. Человек сам определится чем ее топить — газом, дровами или брикетом. И не нам, чиновникам, решать — быть газу или нет. Наша задача-предоставить услуги.

За эти годы около 80 раз был в населенных пунктах, где зажигался газовый факел. Люди с радостными улыбками, слезами на глазах радовались этому. Относительно цены на газ. Убежден, что правительство необоснованно увеличил ее на 50% и собирается с 1 апреля поднять еще на 50%. Это антинародная политика. Потому что в Украине ежегодно добывается 19,5-20 млрд. кубометров газа. Это как раз то количество, которое может обеспечить потребности населения. Себестоимость газа украинской добычи намного дешевле российского.

Власть нельзя концентрировать в руках одной партии

— Ваша политическая сила составляет 50 процентов депутатского корпуса. Поэтому много решений удалось проголосовать. Чем остались недовольны и что хотелось бы дозавершити?

— В начале каденции депутатов от «Батькивщины» было 40. Казалось бы, это идеальный вариант. Но, к сожалению, некоторые из них проявили свою бесхребетность, нечестность. Я предателей-перебежчиков отношу к людей низкой морали. С другой стороны, я рад, что мы избавились от их накануне местных выборов.

Не удалось сделать несколько важных дел. Жалею, что нынешняя каденция не завершила вопрос строительства Луцкого аэропорта. Сделано очень много. Уверен, что инвестор найдется, ибо Волынь «задыхается» от недостатка аэропорта. Судите сами: одна поездка служебной машины в Киев обходится в 3,5-4 тысячи гривен. А самолетом залетели бы за тысячу. И так же для бизнесменов. Так что аэропорт нужен. Не удалось привести двух мощных инвесторов. Правда, они продолжают общаться с нами, надеюсь, что завершим эти темы в 2011 году.

К сожалению, не удалось достроить несколько школ, хотя они были в программе социально-экономического развития. Это мой личный долг, который перейдет на следующую каденцию.

— На прошлой неделе вы были одним из подписантов декларации о сотрудничестве между национально-демократическими силами области на местных выборах. Как движутся дела по согласованию единых кандидатов?

— Народ уже устал от политиков, которые от выборов до выборов декларируют заботу о его благе, а на самом деле часто не находят понимания в пустяковых вопросах с тем, чтобы сконцентрировать свои усилия против тех, кто разрушает само понятие украинской государственности. Я, как один из инициаторов подписания декларации, убежден, что нам сегодня не нужно ревизовать наши идеологии, выяснять кто лучший патриот, кто сильнее любит Украину; у нас один общий лозунг должен быть: Украина превыше всего. Я убежден, что данный нам шанс к объединению мы обязаны реализовать. По крайней мере лично сделаю все, чтобы подать руку дружбы другим политическим лидерам. Я готов на любые шаги во имя интересов общины. Что касается единых кандидатов, то наша политическая сила накануне переговорных процессов нашла взаимопонимание с Движением: мы поддержим Владимира Банаду на мажоритарном округе в Луцке. Поддержим и Игоря Гузя «За Украину» в Старовыжевском районе. «Собор» выставляет в этом же районе хирурга Пецентія — тоже поддержим. Способствуем лидеру общественной организации «Народная самооборона» Сергею Кичію в Шацке. По Любомльском района согласованный кандидат — Вячеслав Богдан. Наша основная задача — чтобы демократические партии взяли максимальное количество мандатов на выборах всех уровней советов и объединились в процессе работы. Дело в том, что необходимо создать баланс власти. В противном случае отбросим демократическое развитие Украины на несколько лет назад.

— Сегодня вы являетесь кандидатом на должность городского председателя Луцка от партии «Батькивщина». Почему приняли такое решение и какие ставите перед собой задачи?

— Сегодня Луцк — индустриальный и культурный центр нашего края. Анализируя вероятную перспективу его развития, не можем допустить узурпации власти в Луцке Партией регионов. Сегодня это вопрос, если хотите, самовыживания, самосохранения волынского бизнеса. Ведь «донецкие» в последнее время очень заинтересовались нашей областью. Много кто иронизирует, когда я говорю об этих вещах, но уже сегодня приезжают из Донецка гонцы, «наезжают» на людей, которые возглавляют бизнес-структуры, требуют продать бизнес. Иногда пробуют даже забрать. Более того, на Волыни возрождается знаменитый автоклондайк. Сегодня около 20 автомобилей украдено у наших бизнесменов. Возобновляется схема их возврата за выкуп или же разборки на автозапчасти. Раньше такого не было. Поэтому вопрос кто будет мэром Луцка — сверхважное. Сегодня все провластные партии, по сути, объединились вокруг единого кандидата.

Рассказывают, что он и человечный и ответственный. Но когда его посадят в кресло мэра, он будет выполнять все, что ему скажут. Он будет обязан проводить провластную политику и говорить: «Президент мне сказал»… Еще раз повторю: наша задача — не допустить узурпации власти одной партией. Считаю, волынян и лучан в частности есть над чем задуматься.

Обсуждение закрыто.