Вместо 16 районов на Волыни могут создать пять уездов
Административно-территориальная реформа в Украине назрела давно. И политики, и активная общественность хорошо понимают ее нужность, но ни одна из сторон не решается сделать решительный шаг в этом направлении.
Административно-территориальная реформа в Украине назрела давно. И политики, и активная общественность хорошо понимают ее нужность, но ни одна из сторон не решается сделать решительный шаг в этом направлении. Власть, несмотря на политическую нестабильность, боится всколыхнуть население территориальными изменениями, а украинцы, как показывает опыт 2005 года, до конца не понимают целесообразности реформы.
Помнится, как шесть лет назад волыняне были напуганы предложенной Романом Бессмертным реформой, по которой Волынь вроде бы должна была бы присоединиться к Львовщины, а следовательно, потеряла бы свою самобытность. Ученый и начальник областного управления Главгосслужбы Валентин МАЛИНОВСКИЙ развеял мифы об объединении областей и рассказал про свой вариант территориальной реформы. Недавно он издал монографию «Территориальная организация власти: концептуальные основы трансформации». Так какой может быть область после админреформы, Валентин Малиновский поделился с «Ведомостями».
На фото: начальник областного управления Главгосслужбы Валентин Малиновский
— Нынешнее территориальное устройство не является совершенным, он сложился еще в прошлом веке, окончательный вид приобрел в конце 60-х годов. Когда же Украина стала независимой, то система территорий, которая действовала в советские времена и была более-менее оптимальной, перестала отвечать требованиям времени. Украина — одна из немногих стран в Европе, которая не привела своего территориального устройства в соответствие к реалиям сегодняшнего дня. Мы говорим, что хотим в Европу, но в ЕС существует специальная система NUTS, которая требует от стран, желающих стать членами европейского сообщества, соответствующего уровня админтерриториального устройства. Чтобы не было дисбаланса, изложенные параметры для регионов. Европейцы активно внедряют эту политику. За этими требованиями регион должен иметь население от 800 тысяч до трех миллионов человек. И за ними строят свой территориальное деление страны Европы. Польша, Швеция, Словакия прошли этот путь, ибо по-другому им бы никто не открыл дверь в Европу. Польша вообще является одной из лучших стран, которые провели админреформу, и имеет от этого положительные результаты.
Валентин Малиновский говорит, что реформа идет уже давно, несмотря на создание школьных и госпитальных округов, которые абсолютно не совпадают с границами районов.
— На Волыни есть районы, которые не играют никакой роли, в которых нет ни одного предприятия или учреждения. Например, в Шацком районе ноль организаций и учреждений, в Турийском — одно государственное учреждение и три организации, в Луцком — два государственных органа, одно предприятие. Под государственными органами я имею в виду налоговую, военкоматы, МРЭО, почту и тому подобное. И самые большие проблемы у нас на базовом уровне, то есть на уровне сельских и поселковых советов. На Волыни еще благополучная ситуация, а вот на востоке Украины, в центральной части есть такие села, которые существуют лишь на карте, не имея жителей, — говорит ученый.
По статистическим данным, страшная депопуляция населения: на одного городского жителя умирает три сельских. Сельские советы сегодня являются недееспособными, в них нет инфраструктуры, нет бюджета, фактически все существуют за счет дотаций. Соответственно, они не выполняют полноценно роли органов местного самоуправления. Так построена бюджетная система Украины, поэтому, по большому счету, в селах нет с кого собирать налоги. Поэтому реформу действительно надо начать с базового уровня — сельских, поселковых советов и районов. Но к решению проблемы надо подходить комплексно: реформировать не только территорию, но и бюджетную и налоговую системы.
Реформа господина Малиновского предусматривает следующее: пока в Украине есть 11518 сельских, поселковых и городских советов, но, согласно проекту ученого, их должно быть всего 1400, а называться они должны «общинами», например, община села такого-то, община города Луцка, так, как это было во времена Грушевского. Далее. В Украине 490 районов, из которых предлагается создать 136 уездов. «Район» — это название позаимствовано, говорит ученый, она искусственная, советская. Вместо 27 областей может быть такое же количество земель с возвращением исторических названий — Буковина, Галичина, Слобожанщина, Таврия и тому подобное.
Относительно Волыни, то по проекту с 412 сельских, поселковых и городских советов было бы целесообразно создать 49 общин. Центром общины выбирается тот населенный пункт, который уже имеет некую базу, инфраструктуру. Фактически это все настоящие и бывшие районные центры.
— Возьмем, например, Киверцовский район: останутся киверцовская община, оликівська, уманская и тростянецкая. Или же Локачинский район — фактически будет три общины: локачинська, затурцівська и привітненська. Суть этих изменений в предоставлении качественных и быстрых услуг населению. В первую очередь медицинских, доехать до школы и пожарной охраны. То есть из центра общины эти службы должны доехать до людей в пределах 15-20 минут, это европейские стандарты. Однако начать административную реформу надо с дорог, потому что пока их не будет, никаких услуг предоставлять не будут. Поляки с этого начали, и нам надо взять с них пример. В Луцке, в областном центре, есть дороги, по которым карета «скорой» не может проехать.
Еще один плюс реформы. Ни одна из сельских советов не может выходить на прямые отношения с Киевом. Сначала областной бюджет, районный, а тогда сельский. По мнению Валентина Малиновского, такого не должно быть, а в Украине эта «матрешка» и до сих пор действует.
— Вместо 16 районов на Волыни предлагаю создать пять уездов — Луцкий, Владимир-Волынский, Ковельский, Любомльский и Камень-Каширский, а это пять администраций и экономия средств на госслужащих. Соответственно, изменятся и названия больниц: уже будет не районная больница, а уездная, то же самое и с администрациями.
На вопрос, может пройти подобная реформа безболезненно для населения, господин Малиновский ответил, что обиженных будет много, ведь каждая реформа, которая проходила в Польше, сопровождалась недовольством и спорами в обществе.
— Оптимальный период для проведения админреформы — до следующих выборов, до 2015 года. Если этого не произойдет, то мы потеряем еще пять лет. Сельские председатели, с которыми я лично общаюсь, говорят, что готовы к реформам. Думаю, сопротивление будет минимальным, нужна только слаженная работа Президента, Премьера и парламента. Реформу можно было бы воплотить после Оранжевой революции, тогда рейтинги Ющенко зашкаливали, доверие населения была колоссальной, а это главное условие такой реформы.
Проблему территориального устройства Валентин Малиновский изучает уже более десяти лет, его монография разослана по библиотекам Украины, однако это не означает, что политики возьмут ее на вооружение. Уже в конце нашей беседы г-н Малиновский неохотно, но рассказал, что губернатор Борис Климчук ему намекнул о том, что экземпляр монографии есть в Администрации Президента. Поэтому шансы того, что к волынского ученого прислушиваются, пусть небольшие, но есть.