В аптеках продают поддельные зубные пасты?
В редакцию «Ведомостей» обратилась наша постоянная читательница, жительница города Луцка Валентина с просьбой помочь в такой, казалось бы, мелочной и в то же время и важной проблеме.
В редакцию «Ведомостей» обратилась наша постоянная читательница, жительница города Луцка Валентина с просьбой помочь в такой, казалось бы, мелочной и в то же время и важной проблеме. Недавно она в одной из аптек, которая находится в центре города, купила зубную пасту и обнаружила, что это подделка. Женщина спрашивает, куда ей обратиться, чтобы в этой аптеке провели проверку.
— Если бы это было на рынке, то еще можно как-то понять, а это же в аптеке! — возмущается женщина. — Не могу молчать о такой факт, ведь это касается моего здоровья и еще многих граждан, которых обманывают нечестные владельцы аптек, ведь они, несомненно, знают, откуда берут товар.
Женщина принесла в редакцию тюбик пасты «Parodontax», который недавно приобрела. Именно этой маркой уже давно пользуется и знает, как такая паста действует. А тут после применения лицо начало печь так, что приходилось несколько раз мазать кремом. Валентина также поведала, что сам тюбик не был заклеен фольгой. Цвет пасты, имели возможность сравнить с идентичной, только меньшего по величине тюбика, отличался. А вместо штрих-кода — синий квадратик. В то время как на маленьком тюбике — штрих-код был. Такая паста не является дешевой (стоит 27,5 гривны), в основном ее реализуют через аптечную сеть. Но дело даже не в деньгах, а в доверии. Мы же идем в аптеку и по шампуни, кремы, мыло и так далее, в надежде, что именно там эти товары качественные и оригинальные. Выходит, это не совсем так.
Как рассказал начальник управления по делам защиты прав потребителей Геннадий Кожевников, по таким вопросам надо обращаться именно к ним, поскольку такие товары, как пасты, кремы, минеральные воды, медицинское оборудование (измерители давления, термометры и прочее) не являются лекарствами, и их реализацию контролирует управление по делам защиты прав потребителей.
— Относительно лекарств, то мы можем только штрафовать за реализацию просроченных, — говорит Геннадий Геннадьевич, — без перевода украинском языке, поскольку любые лекарства, которые вошли в Украину, должны иметь перевод на государственном языке. В отношении тех товаров, которые являются сопутствующими и реализуются в аптеках, человек может обращаться к нам непосредственно в управление, но желательно, чтобы сначала она написала заявление хозяйствующего субъекта с просьбой вернуть денежные средства за некачественный товар, обоснованием своих претензий, а написать это заявление следует в двух экземплярах.
— Но в нашем случае, — подчеркиваю, — потребитель не хочет возвращать деньги, а желает, чтобы заведение проверили контролирующие органы.
— Если человек подозревает, — продолжает Геннадий Кожевников, — что паста некачественная, то она обращается к нам с заявлением, и мы обязываем хозяйствующего субъекта провести экспертизу этой пасты. Конечно, очень хорошо, когда потребитель будет иметь чек, который будет свидетельствовать о покупке товара. Экспертиза проводится в научно-исследовательском институте или в торгово-промышленной палате. В нашем присутствии идет отбор образцов с места торговли. Согласно последствиям исследования и заключения эксперта, даем ответ потребителю. Если окажется, что паста была на самом деле подделкой, ее содержание не соответствовал написанному на упаковке, хозяйствующий субъект будет привлечен к административной ответственности, плюс его оштрафуем, а материалы дела передадим в прокуратуру.
В общем в квартал управление по делам защиты прав потребителей проверяет в области 2-3 аптеки. При этом за десять дней хозяйствующего субъекта предупреждают о проверке. За это время, понятно, можно убрать с полок весь контрабандный и контрафактный товар. Кроме того, 2-3 аптеки — это капля в море, ведь в области их сотни.
— Можем их проверить без предупреждения по жалобе, — продолжает начальник управления, — но имеем на это получить разрешение из Киева. То есть готовим сопроводительные документы, отправляем их почтой в Киев, там их изучают — правильно указан адрес, это не анонимка какая-то и так далее, а потом нам опять-таки по почте присылают разрешение на проведение проверки. А если человек купил продукт, который быстро портится? Через это и потребители сердятся, мол, от нашей службы толку нет, но такое у нас законодательство. Раньше же, если человек написал заявление, мы были обязаны в течение трех дней проверить хозяйствующего объекта, то есть реагирование было оперативным. В результате потребители получали компенсацию и даже моральное возмещение. К тому же нигде в Европе нет такой нормы, чтобы проводить проверки, предупреждая за десять дней.
— Как часто потребители жалуются на аптеки?
— Редко, но есть жалобы в основном на то, что купили просроченные лекарства или без перевода. Когда же говорят, что лекарства не подействовали, это уже не наша функция, а инспекции по контролю за лекарственными средствами.
О результатах проверки, которую проведет управление по делам защиты прав потребителей в упомянутой аптеке, «Ведомости» сообщат читателям.