Чтобы решить, кем стать в будущем, надо пройти профессиональную диагностику
Начиная с 2009 года, в общеобразовательных учебных заведениях Украины внедряется инновационный проект Государственной службы занятости — программно-аппаратный комплекс «Мотивационный терминал развития заинтересованности к профессиональному самовизначеня».
Начиная с 2009 года, в общеобразовательных учебных заведениях Украины внедряется инновационный проект Государственной службы занятости — программно-аппаратный комплекс «Мотивационный терминал развития заинтересованности к профессиональному самовизначеня». Сегодня на Волыни установлен уже 364 профориентационные терминалы, что составляет 61,3% от общего количества школ области. Как на практике внедряется профессиональная диагностика и как работают терминалы, журналисты имели возможность увидеть на примере Луцкой гимназии №4.
Как рассказала первый заместитель директора, технолог-организатор областного центра занятости Светлана Мышковец, работодатель сейчас требует высококвалифицированного работника. А таким может стать человек, который сознательно подошла к выбору профессии. Ведь неоднократно приходилось наблюдать, как выпускники учебных заведений не хотят работать по выбранной специальности, поскольку он не соответствует характеру, темпераменту и так далее. Конечно, в школах с детьми проводят профориентационную работу, и, как показывает практика, ее мало, поэтому на помощь и приходит служба занятости.
— Такие терминалы, как вы здесь увидели, — рассказывает Светлана Мышковец, — обеспечивают доступ учащихся к актуальной информации, которая помогает определиться с профессиональным будущим, выбрать профессию, который пользуется спросом на рынке труда. В нем есть информация о учебные заведения и предприятия Украины, состояние рынка труда, основы законодательства о занятости, истории успеха известных людей, игры, кроссворды для умственного развития. Есть страничка для родителей, где они смогут узнать о возможностях трудоустройства, подготовке к экзаменам, тестирование.
На фото: Терминал в гимназии №4
Директор гимназии Александр Мышковец добавил, что терминал используют в своей работе и педагоги: они знакомятся с научными новинками в области психологии и педагогики, методическими рекомендациями.
Такой терминал очень прост в эксплуатации. Его не нужно включать и выключать: он автоматически «засыпает» в 20-и вечера и просыпается в восемь утра. За это время автоматически обновляет свою базу с Интернета, так что информация здесь самая свежая и самая актуальная.
Пользуются таким терминалом и в Рожищенском учебно-реабилитационном центре для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор заведения Татьяна Козубович отметила, что ее воспитанникам сориентироваться в выборе профессии труднее, поэтому такой терминал здесь, как нигде, очень нужен. Поначалу, как только его установили, приходили ученики из общеобразовательной школы, которая размещена напротив.
Однако, по ее словам, проблема трудоустройства детей-инвалидов на сегодняшний день остается еще достаточно острой. Они не могут получить те профессии, которые бы хотели, здесь в регионе. Ведь ехать далеко, скажем, в Крым или Донецк, через проблемы со здоровьем не могут. Поэтому Татьяна Владимировна высказала предложение, чтобы на базе их центра развернуть профтехнічну образование, ведь есть возможность достройки помещения и уже составлена проектно-сметная документация, осталось только профинансировать.
Кроме терминалов, служба занятости разработала и внедрила деловые дневники школьника. В этом году перед последним звонком их будет роздано всем ученикам 7-10-х классов. Этот ежедневных направлен также на профдіагностику, которую ребенок может провести сама, — проверить свои способности, наклонности. Также сегодня служба занятости разворачивает по школам мобильные центры профдиагностики. Это очень актуально, ведь идет сдача экзаменов, тестирования и надо делать выбор профессии.
Для определения профессиональных склонностей специалисты центров занятости используют 12 методик. И уже в первом квартале 2011-го года состоялось 42 мероприятия с применением профдиагностических обследований.